KEF Coda 70
Наше знакомство с обновленной версией серии Coda от одного из
авторитетнейших, с более чем сорокалетним стажем британских создателей
акустики KEF
началось в прошлом году (трехполосный напольник Coda 90,
апрель, 2002). Впервые имя Coda появилось в 70-х годах. Оно было
присвоено двухполосному семилитровому полочнику, призванному за
умеренные деньги обеспечить добротный Hi-Fi-звук в небольших
помещениях. Однако прототипом нынешней «Коды» все же является бюджетная
серия, вышедшая в свет в 1994 году. В акустике именно той «Коды» был
применен характерный дизайн со «слитным» размещением на лицевой панели
излучателей и фазоинверторного порта. Надо сказать, что компактная Coda
7 пользовалась в Великобритании 90-х особой популярностью. Coda 70 —
это современная, во многих отношениях более совершенная редакция
«семерки». На самом деле схожесть старой и новой моделей практически
ограничивается аналогичным принципом организации фасада колонок. Корпус
«семидесятой» глубже, и она почти в два раза тяжелей. Все головки
новые. У твитера теперь алюминиевый купол (против мягкого у «семерки»)
и охлаждающая ферромагнитная жидкость; верхнюю границу удалось поднять
до 39 кГц (–6 дБ). Углубить НЧ-возможности и снизить нелинейные
искажения позволил усовершенствованный басовик с бумажной мембраной,
усиленной специальным покрытием. Головки крепятся в едином алюминиевом
блоке, жестко связанном с задней стенкой с помощью специальных тяг, что
повышает монолитную неколебимость конструкции. Сама алюминиевая
накладка выполняет и функции согласующего рупора; заметим, что съемная
решетка, увеличивая длину этого рупора, также принимает полезное
участие в формировании звукового поля. Любопытно, что для подавления
негативных последствий дифракции в оптимизированные с крутыми
характеристиками кроссоверы Coda 70 включена специальная корректирующая
цепочка (не надо сглаживать красивые острые грани лицевой панели).
Новая «Кода» выпускается в двух вариантах наружной облицовки
натуральным древесным шпоном — клен (светлый) и ясень (черный).
В атмосфере комфортной громкости очень уютными, опрятными и
вместе с тем достаточно полнозвучными и выразительными получаются
музыкальные картины и картинки у симпатичной британской парочки.
Колорит, скорее, нейтральный; слух не удручают значимые тональные
диспропорции. Можно отметить лишь небольшой избыток ВЧ-энергетики,
который во многих случаях (вокал, камерные произведения, например)
воспринимается как полезная тонизирующая добавка. Открыто, воздушно
звучит Coda 70. Чисто и уверенно работает акустика
в верхнем басе. Бесспорно, ключевым ее достоинством является
незаурядная для данного класса микродинамика: хорошая прорисовка мелких
второстепенных деталей по всему спектральному пространству весьма
оживляюще действует на образы музыкальных инструментов. При повышении
громкости (относительно комфортного уровня) бас крепчает, звук
закономерно укрупняется, сохраняя цельность и не утрачивая тембрового
многообразия. Вместе с тем на энергичных эпизодах становится более
заметной нивелировка (сверху) динамических контрастов, впрочем, вполне
простительная для компактного полочника; усиление роли низких частот
сопровождается снижением четкости басовой линии. Планка же предельного
уровня (за которой искажения становятся явными) находится неординарно
высоко. Coda 70 — корректная музыкальная акустика; явление для своего
класса, бесспорно, незаурядное. В ее интерпретации убедительно
получаются любые музыкальные формы, но особенно приятно и выразительно
звучат вокальные произведения, камерная классика, джаз. Колонки вполне
можно использовать для озвучивания как совсем небольших, так и весьма
просторных комнат.
- технический комментарий -
АЧХ (рис. 1)
отличается высокой стабильностью (средняя неравномерность — ±1,2 дБ);
лишь немного выделены верхний бас и высокие частоты; отметим хорошую
пространственную однородность поля,
что расширяет зону комфортного прослушивания. Нелинейные искажения
(рис. 2) малы во всем рабочем диапазоне частот; среднее значение КНИ в
частотном интервале 100 Гц–20 кГц при уровне тестовых сигналов 82 дБ —
0,2%; с повышением уровня сигнала (после 88 дБ) КНИ начинает быстро
расти на низких частотах — на большой (весьма) громкости снижается
четкость баса. Послезвучание (рис. 3) умеренное; определенную
актуальность (окрашивание) могут иметь «задержки» акустической энергии
около 1 кГц; вместе с тем призвук на частоте 5 кГц (небольшой пик на
АЧХ) пренебрежимо мал. Судя по частотной характеристике модуля входного
сопротивления (рис. 4), система легко сработается с любым «нормальным»
усилителем; фазоинвертор настроен приблизительно на 55 Гц.